Меня не оставляет ни на час
Желание кому-то доказать,
Что беды, удручающие нас,
На самом деле тоже благодать.
Игорь Губерман
Тюремные Гарики
Первый свой автомобиль – ВАЗ-овскую «семёрку» - я купил осенью 2000 года, когда мне уже «стукнуло» 44 года. Просто раньше и денег не было для такого поступка, да и отношение к автомобилям и их владельцам у меня было довольно скептическое.
А тут я чудесным образом в течение почти трёх месяцев получил долг по зарплате аж за полтора года. Это «чудо» стало возможным благодаря хорошим отношениям с главбухом, правда, при условии увольнения с работы. Денег хватило на покупку садового участка в 5 соток с большим домом и хозпостройками, гаража в автокооперативе и собственно нового автомобиля.
Вот только водительских прав у меня не было. Машину водила жена Татьяна, получившая вожделенную корочку за полгода до того. Поездив несколько раз на пассажирском сиденье, я понял, что меня рано или поздно «хватит удар» от стиля вождения моей благоверной. Вот тут по неволе я и задумался о получении права на самостоятельное управление автомобилем. Вдохновения не было никакого, но всё же записался в автошколу.
Так получилось, что одновременно я уже в третий раз поменял место работы. И оказалось так, что обучение в автошколе с этой новой работой было плохо совместимо ввиду большого расстояния между ними. Поэтому учёба моя получилась как у Пушкинского Онегина: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» Пришлось периодически «забивать на работу» и, обманывая начальство, сбегать со службы в сугубо личных целях. Если с освоением теории, которое было в вечернее время, ещё как-то удавалось достигать консенсуса, то с практическим вождением – никак от слова «совсем».
Когда же подошел момент завершения трехмесячного обучения, то внутренний экзамен по теории я сдал только со второй попытки, а инструктор по вождению прямо предрёк мне «перманентный завал» на практике. Забегая вперёд, скажу, что мои учителя были недалеки от истины, права я получил только с шестой попытки. Именно об этом я и поведу свой рассказ.
Теоретический экзамен
На экзамен по теории вместе со своей группой потенциальных претендентов на права я банально опоздал. Поэтому меня прикрепили к другой группе.
На фото я за самым дальним монитором, возле дверей. Собственно по процедуре всё было довольно стандартно: в течение 20 минут надо ответить на 20 вопросов с тремя - четырьмя вариантами ответов. По правилам допускалось сделать две ошибки, причем сообщения о них, в отличие от тестов в Интернете, появлялись сразу. Поэтому когда к 18-му вопросу у меня уже было два «горчишника», я изрядно занервничал. Правильного ответа я не знал, потому попросил «помощи» у соседки слева. Она тоже возможно не знала верного ответа, а, может и специально, выставив вперед мизинец, указала на неправильный первый вариант ответа. И пошёл я, не солоно хлебавши…
В следующий раз сдавать теорию надлежало через неделю. Естественно от своей группы я безнадежно отстал, и рассчитывать на честную помощь не приходилось. Но хуже было другое. Оказывается в очередную группу тестируемых из нашей школы, гаишники собрали таких же «двоешников», как и я. А стало быть, рассчитывать на коллег по несчастью даже теоретически не приходилось. Да и экзаменаторы были к нам менее лояльны.
Но в этот раз всё прошло удачно. После 19-ти вопросов у меня был всего один «горчишник», а потому на последний 20-й вопрос можно было «нести всякую пургу». Впрочем, я и тут угадал правильный вариант, да ещё дал правильную подсказку своему соседу слева. Сказалась усиленная зубрёжка экзаменационных билетов. Первый этап, хотя и со второй попытки, был пройден, но дальше было существенно сложней – практическое вождение. И для начала предстояло пройти через школьный автодром.
Автодром
Это со следующего года автодром будет исключён из тестирования на право вождения (с моей точки зрения – совершенно зря). А в наше время это был вполне полноценный этап.
Суть его состояла в «короткой программе» фигурного катания - выполнении за три минуты набора обязательных элементов на специально оборудованной площадке:
-
начало движения (нельзя заглохнуть при старте) с остановкой на подъёме искусственной горки;
-
начало движения вверх по наклонной (штрафуется откат назад при условии, что разрешено использовать стояночный тормоз), спуск с горки на движении вперёд;
-
выполнение поворота налево (нельзя пересекать колёсами боковые ограничители трассы);
-
разгон по прямой на 2-й передаче и остановка возле стоп-линии не далее полуметра от неё;
-
разворот на узкой – четырёхметровой - полосе в три приёма без права выезда колёсами за ограничители полосы;
-
въезд задним ходом «в гараж» за один приём, не задев ограничителей в виде стопок автомобильных покрышек, установленных на расстоянии двух с половиной метров друг от друга.
Согласитесь, упражнения более чем полезные, если бы к качеству их исполнения не придирались слишком жёстко. В общем, я снова «срезался». Первый штраф я поймал на «горке». Дело в том, что на нашей машине не работал стояночный тормоз, а трогаться в горку с основного тормоза у меня и сейчас не всегда получается. Второй штрафной балл привалил на стоп-линии, на которую я таки наехал передним бампером. На этом сдача экзамена закончилась.
Замечу, что за каждую переэкзаменовку надо было платить порядка 150 тогдашних деноминированных рублей. Поэтому, оценив перспективы сдачи автодрома, я понял, что инструктор был прав в своих предсказаниях насчет меня.
Выход был один: сменить автошколу. Мне посоветовали одну такую, где право приёма этапа «автодром» было дано инструкторам этой же школы. Заплатив за «обучение» 400 рублей, я предпринял третью попытку сдачи госэкзамена.
Но с торможением у стоп-линии у меня не получилось снова, хотя инструктор-экзаменатор дал мне возможность «второго захода на посадку». И тут на помощь пришёл другой инструктор. Дело в том, что в этой школе разрешалось сдавать упражнения вместе с обучавшим инструктором. Машина была учебная, с дублями педалей сцепления и тормоза на пассажирской стороне. Вот инструктор мне и говорит: «Разгоняйся и убирай ноги с педалей, тормозить буду я». В общем, на этот раз я получил заветный пропуск на последний этап госэкзамена под условным названием «город».
Испытания в условиях реального городского движения
Это, пожалуй, основной этап в процедуре экзамена, сдаётся только представителю Госавтоинспекции. Здесь тоже предлагается выполнить ряд довольно стандартных упражнений, но в произвольном порядке и количестве на одном из нескольких маршрутов движения в городском реальном потоке. Сравнивая с фигурным катанием на коньках, этот этап можно назвать «произвольной программой».
Главные моменты испытания включали в себя движение и перестройку по полосам, развороты на перекрёстках и вне таковых, боковая парковка в дорожных «карманах», проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, а также пешеходных переходов. И хотя во время тренировок в школе, инструкторы обычно проводят обучающихся по всем маршрутам, но угадать какой выпадет вам на экзамене и какие упражнения предстоит выполнить – в принципе невозможно.
Надо заметить, что за все этапы экзамена, начиная с «теории», допускалось набрать только четыре штрафных балла, пятый балл автоматически прекращал сдачу экзамена. Учитывались только те баллы, которые были набраны на сданных этапах. За грубое нарушение сразу давали пять баллов штрафа, и экзамен на этом заканчивался печально для соискателя водительских прав.
Надо заметить, что перед сдачей экзамена меня нашёл тот инструктор, который «помог» мне сдать автодром и недвусмысленно предложил расплатиться за услугу. Делать нечего. Пришлось платить не много не мало – 500 рублей, поскольку я понимал, что инструкторы «в доле» с гаишниками, и без расплаты мне экзамен не сдать.
К моменту первой сдачи «города» у меня было три штрафа: один на «теории» и два на «автодроме». Это была уже четвёртая попытка стать водителем, но и она успехом не увенчалась. Грубая ошибка была допущена во время проезда перекрёстка. Я остановился перед красным светофором, а слева от меня встал мотоциклист. Гаишник честно предупредил, мол, будь внимательней – этот будет тебя «подрезать» на старте. Так оно и случилось. Тронувшись на зелёный сигнал, я был вынужден тормознуть, чтобы пропустить наглого мотоциклиста, уходившего направо со второй полосы. При попытке тронуться снова, я банально «заглох». Пока возился с запуском и повторным началом движения, светофор уже сменился на красный свет, чего я не заметил. В итоге – пять штрафных баллов и высадка на обочину.
Пятая попытка была более длительной, но такой же безуспешной. Сначала я слишком резко развернулся на перекрёстке, так что лейтенанта центробежной силой прижало к правому борту (ему ведь разрешается не пристёгиваться). Это был последний допустимый штрафной балл. А окончательно экзамен завершился для меня при попытке развернуться на двухполосной дороге без использования прилегающих территорий. В итоге я создал помехи движению другого транспорта…
Честно говоря, настроение у меня было ниже плинтуса. Но вмешалась жена, которой уже изрядно надоели мои переэкзаменовки. Она в то время работала в высших республиканских органах власти и имела выходы на администрацию нашего президента. В общем, сработало пресловутое «телефонное право».
Когда я в шестой раз пришел на экзамен, то в моей карточке, кроме трёх штрафных баллов, в левом верхнем углу значилась пометка «АП». Я только начал движение по прямой, проехал на зелёный свет перекрёсток, как гаишник приказал мне остановиться у обочины и поздравил со сдачей экзамена. Вот что значит «мохнатая лапа».
Вот так я и стал горе-водителем. Как говорится: не пытайтесь повторить. Уже в первый год самостоятельной езды, я допустил пару ДТП. В первом я только повредил свою машину при выезде из гаража, а в другом – угодил на скамью подсудимых. Но это уже отдельная поучительная история, после которой с моими машинами и по моей вине происшествий на дорогах уже не случалось. Стучу по дереву…
Оставить комментарий