На житейских внезапных экзаменах,
Где решенья - крутые и спешные
Очень часто разумных и праведных
Посрамляют безумцы и грешные.
Игорь Губерман
Гарики на каждый день
История вопроса
Ни для кого не секрет, что самым оригинальным и уникальным фото (равно как и текстовым контентом) является то, что сделано нами самими. Но посмотрите, сколько этих «самделишных» картинок пылятся по задворкам наших носителей информации? Это как пресловутый чемодан без ручки: и нести неловко, и бросить жалко. Ведь качество любительских снимков далеко не всегда может соперничать с профессиональными фотографиями. А если еще учесть, что сейчас цифровые фото разлетаются по Сети со скоростью молнии, то говорить об их уникальности без дополнительной обработки можно лишь в первом приближении.
Интернет кишит описаниями того, как проверять фотоснимки на уникальность и как этой уникальности достигать. Повторяться я не стану. Вот только эти «гуру» забывают, что подобные растровые «штампы» уже давно известны поисковой «контрразведке». Что их роботы уже способны отличить «Who is кто и кто is Who», если не сразу, то по прошествии некоторого времени. Поэтому добиться уникальности от «заимствованного» графического материала непросто, да и живут эти достижения недолго. И дело даже не в поисковиках и блогах. Кому не хочется сделать снимок не только уникальным, но и содержательно оригинальным? Например, для доброго подарка на память, в качестве стёба или даже мести…
Самое лучшее из того, что я встречал на просторах всемирной паутины, сводится к искажениям оригинала по принципу кривого зеркала или искусной подмены лиц. В некоторых случаях в качестве уникальных фото прокатывают скриншоты со «стоп-кадров» из видео. Но всё это довольно сложно, требует подчас тяжелого программного обеспечения в виде того же Фотошопа и его клонов, а ценность результата весьма спорна.
Ценность информации обратно пропорциональна квадрату времени на её получение
Пьер Гарнье.
(один из основоположников кибернетики)
Потому и хочется иметь какой-то лёгкий инструмент, который позволял бы придать результату работы истинную оригинальность. И такой оригинальностью, на мой взгляд, может быть «оживление» фотографии. Конечно, создать анимированное фото можно и в Фотошопе, но уж очень это дело «геморройное» при довольно примитивном результате. Я же хочу представить вам весьма простой инструмент, к тому же позволяющий создавать живые картинки не только в качестве GIF-анимации.
Всякий инструмент должен хорошо ложиться в руку
Позвольте представить вам один из таких лёгких продуктов и его возможности – это программа российской разработки от компании SimiTex Lab®, перекупленная впоследствии малоизвестной немецкой фирмой цифрового дизайна вместе с разработчиками. Называется она – ArtWaver и позиционирует себя под слоганом «Вдохни жизнь в свои фантазии».
Последняя доступная версия 7.05 уже заметно «потяжелела» (хотя и по-прежнему в 20 раз легче Фотошопа). Это обусловлено добавлением новых видов инструментов и их конфигураций, различных фильтров и эффектов, которые пригодятся разве что полупрофессиональному дизайнеру. Кроме того, концепция продукта почти совсем ушла в область утонченной обработки статических изображений подобно Фотошопу (видимо сказывается коммерческий интерес). К тому же, её локализация (перевод на русский язык) теперь касается только интерфейса программы, а вся справочная информация с примерами сместилась в онлайн-доступ, где представлена в лучшем случае на английском языке.
Поэтому я буду рассказывать про одну из первых (свободно распространяемых) реализаций данной программы ввиду того, что вся нужная по ней информация на русском языке содержится в инсталляционном дистрибутиве, который легче своего последнего собрата в два раза. Но, главное, эта ранняя версия (1.3 rc2) продукта датированная 2007 годом выпуска, как раз больше ориентирована на придание изображениям динамичности, что собственно и является тем «know how» в смысле унификации графического материала, так необходимого блогерам с целью продвижения своих сайтов в топ поисковых систем. К сожалению, такой подход к обработке изображений более не поддерживается разработчиками, но спрос на него в Интернете по-прежнему весьма высокий.
Про системные требования к программе я говорить не стану, поскольку они были актуальны разве что в год выхода данной программы «в свет». Сегодня уже любой компьютер не старше 12 лет с лихвой перекрывает эти требования.
Установка программы из дистрибутивного файла с расширением «.msi» совершенно тривиальна и занимает меньше минуты времени при наличии в вашей системе пакета FrameWork версии 2 и выше. Не рекомендуется скачивать дистрибутив с расширением «.exe», поскольку он содержит много балластного программного обеспечения, которое устанавливается в вашу систему, даже если вы вручную откажетесь от такой «медвежьей услуги» во время инсталляции.
Как там всё устроено?
Как и в разрекламированном Фотошопе, здесь всё строится на использовании нескольких слоёв изображения с наложением на любой из них детерминированных фильтров с эффектами, что позволяет в принципе отказаться от технологии мультипликации. Т.е. использование только одной изначальной картинки с приданными ей слоями, а также фильтрами с эффектами собственно и создает впечатление её «живой» реальности.
Всего может использоваться до семи слоёв, хотя одновременно доступны только три из них. Как правило, двух-трех слоёв достаточно для достижения нужного результата. Естественно, что прежде чем работать со слоями, надо загрузить основную картинку, которая и будет служить фундаментом для создания «живого» изображения. Загруженную картинку лучше сразу сохранить в виде нового проекта при желании, присвоив ему подходящее название. Проект будет сохранен с расширением «.arw». Это действие весьма желательно, чтобы в последующем не начинать работу над проектом с нуля.
В рассматриваемой версии программы предустановленны три категории фильтров, в каждой из которых можно использовать по шесть-семь эффектов, причём любой из них можно модифицировать под ваши нужды. Категория фильтра выбирается по тематике фоновой фотографии.
Сразу после установки нового слоя вы можете начинать с ним работать. Для этого есть два взаимоисключающих инструмента «Кисть» и «Ластик», назначение которых интуитивно понятно и в особых пояснениях не нуждается. Работа инструментами выполняется отдельно на каждом из установленных слоёв. Размер инструмента подбирается вручную в зависимости от сложности обработки слоя. Чем сложнее обработка, тем меньшего размера должен быть инструмент. Для более точной обработки можно временно увеличивать масштаб фоновой картинки, тогда будет легче добраться до самых «узких» её мест.
Вспомните принцип работы знаменитого итальянского скульптора Микеланджело Буонарроти:
Беру глыбу мрамора и отсекаю всё лишнее
Работа с фильтрами достаточно проста. Добавляете слой, затем выбираете желаемый фильтр. После добавления слоя с выбранным фильтром в меню настройки фильтров сразу появляются опции самого фильтра. Для удобства разработчики программы задали для каждого из фильтров настройки по умолчанию. Это значит, что сразу после того, как вы проведете, например, инструментом «Ластик» по фоновой фотографии, то увидите стандартно работающий эффект. Далее Вам просто необходимо будет подстроить фильтр по своему желанию и получить собственный эффект.
Результатом работы и воплощения ваших фантазий является конечный файл. Программа ArtWeaver (согласно её собственной справочной информации) поддерживает следующие типы экспорта:
- исполняемый файл «*.exe»;
- хранитель экрана «*.scr»;
- flash-анимация «*.swf»;
- gif-анимация «*.gif»;
- статичные изображения «*.bmp, *.jpg, *.png».
Такое многообразие форматов экспорта является «изюминкой» программы по сравнению с тем же Фотошопом. Варианты экспорта в исполняемый файл или хранитель экрана малоинтересны для блогеров, и я не стану заострять на них внимания. А вот три последних формата заслуживают более подробного ознакомления.
Flash-анимация - это не требовательный к аппаратным ресурсам мультимедийный формат. Файл данного формата будет без проблем воспроизводиться в любом популярном браузере. Для просмотра вне браузера, скорее всего, потребуется специальный проигрыватель для файлов с расширением «.swf».
Окно настройки экспорта в формат Flash-анимации имеет следующий вид.
Параметры экспорта, заданные по умолчанию, как правило, оптимальны, но вы можете менять их под себя. Изменение размера изображения выше указанных по умолчанию приведёт к увеличению размера выходного файла, что может отрицательно сказаться на динамике работы сайта в браузере. Опция «Анимация» позволяет вам управлять длительностью и скоростью показа. Авторы программы не рекомендуют их менять, поскольку чаще всего вы всё равно будете «зацикливать» показ «живой» картинки. Однако, на мой взгляд, более оптимальными значениями данной опции являются две "семёрки". Уменьшение параметра сжатия кадра будет ухудшать качество картинки, но позволит уменьшить размер выходного файла. В качестве дополнительной опции имеется возможность добавления звукового трека в виде файла формата «*.mp3», но это увеличит размер выходного файла.
Надо заметить, что заявленное разработчиками достоинство программы в создании выходных файлов лишь в два раза превышающих размер исходной картинки – на самом деле просто «маркетинговый» ход. Выходной файл даже с параметрами, установленными по умолчанию, получается в среднем на полтора порядка больше размера изображения-оригинала, что зависит от сложности и количества используемых фильтров и эффектов.
Экспорт в формат gif-анимации ничем не отличается от создания Flash-анимации. Данный формат еще менее требовательный, в сравнении с остальными. Работает на любом компьютере под любой операционной системой, не требуя добавочных плагинов или специальных проигрывателей. Основное назначение данного вида экспорта - создание анимированной открытки или баннера. Единственным недостатком данного формата является его ограниченность по цветовой гамме – не более 256 оттенков цвета.
К сожалению, мне не удалось найти вариант программы ArtWaver, которая позволяла бы экспортировать результат работы в gif-анимацию без ошибок. Поэтому я обычно выполняю экспорт в формат Flash-анимации с последующим её конвертированием в формат «.gif» при помощи одного из онлайн-сервисов по такому преобразованию. Полученный файл можно немного уменьшить (не более 10%) с помощью, например, вот такого онлайн сервиса.
Экспорт в обычную статичную картинку может быть полезен для разбиения анимированной картинки на последовательность кадров *.bmp, *.png, *.jpg или просто преобразования в один кадр нужного формата.
Например, можно на сайтах-фотостоках брать готовые «живые» картинки, которые в поиске Гугла тоже представлены сотнями дубликатов, затем препарировать их в отдельные кадры, оживлять по своему усмотрению и получать истинно уникальные картинки.
В зависимости от длительности анимации и скорости ее воспроизведения будет изменяться количество отдельных файлов в выходной последовательности, которое равно произведению значений этих параметров.
Как всё это работает?
Работа с фильтрами достаточно проста. Добавляете слой, затем выбираете желаемый фильтр. После добавления слоя с выбранным фильтром в меню настройки фильтров сразу появляются соответствующие опции. Для удобства разработчики программы задали для каждого из фильтров оптимальные настройки по умолчанию, но вы можете с ними экспериментировать по своему усмотрению. Ведь любое изменение в настройках фильтра сразу же видно на «операционном столе».
Пора уже продемонстрировать, как собственно в данной программе происходит «оживление» фотографии. Для примера возьмём фото попроще, например, такое.
Здесь мы видим два основных фона: вода и облака, которые и будем далее «оживлять». Учитывая, что граница горизонта достаточно прямая, мы не станем уменьшать размер инструмента, установленный по умолчанию – так быстрее выполнить обработку. Для начала создадим новый проект и сохраним его под каким-либо созвучным именем и расширением по умолчанию «.arw». Изначально этот проект пустой и в него надо добавить исходную фотографию с помощью кнопки в графическом меню «Сменить исходное изображение». Это стандартный для проводника Windows процесс.
Теперь добавим новый слой, с помощью одноимённой графической кнопки в меню. Пусть для начала это будет «вода». Факт добавления слоя с фильтром отображается в рабочей панели.
По задумке авторов программы фильтры настроены так, что начинают работать сразу после нанесения маски с помощью «Кисти». Как только маска будет прорисована, вода на снимке сразу «оживёт», т.е. уже в ходе работы можно видеть её результат. Но, приняв во внимание, что на фотографии воды довольно много, будет проще «залить» маской всю фотографию, а потом «Ластиком» стереть все не нужное. В данном случае стереть надо все, что лежит выше линии горизонта, т.е. облака и частично корпус подводной лодки. При заливке маской видим, что фотография «посинела», но контуры все же просматриваются и как бы «плывут». Управляя параметром насыщенности, можно добиться лучшей прозрачности маски. Также для лучшей видимости маски можно выбирать её цвет несколько контрастирующим с основным фоном, помня о том, что маска и так полупрозрачная.
Теперь подгрузим второй слой с фильтром «облака», снова зальем его маской и ластиком очистим всё, что ниже линии горизонта, т.е. воду и корпус подводной лодки.
Чтобы увидеть результат работы надо отключить остатки маски на каждом из слоёв. Но прежде чем это сделать имеет смысл поэкспериментировать с настройками фильтров, чтобы добиться нужной динамики в «жизни» изображения. В результате можно сразу увидеть, что вода на заднем фоне фотографии буквально «заколыхалась», а облака «поплыли» в выбранном направлении.
В итоге нам осталось только сохранить результат в проекте на случай повторного использования с какими-то поправками, а можно и сразу экспортировать его в один из выходных форматов
для использования уже вне программы ArtWaver.
В нашем случае исходная картинка в формате «.jpg» имела размер около 50К, а «оживленная» имеет размеры в 1850К для Flash-анимации и почти 2500К для Gif-анимации после ее выгрузки из «облачного» конвертера и сжатия. В обоих случаях это довольно много для использования в качестве тизеров к постам блога, но «красота требует жертв». Однако как обычная картинка внутри статьи такое «живое» изображение будет вполне уместным.
Если вам понравилась программа или наоборот возникли какие-то вопросы по ее применению, пишите в комментарии под статьёй…
Оставить комментарий